Кейс
«Профилактика буллинга»
Методические материалы дают представление об особенностях такого явления как буллинг, предлагает варианты реагирования в подобной ситуации, а также содержит рекомендации по проведению профилактики травли подростков в группе.
Практически в каждом группе есть студенты, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств, травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания колледжа. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?
Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. Тем не менее, реальное изучение буллинга началось лишь в конце 20 века. В современном мире подростковый буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Главные компоненты буллинга:
1. Это агрессивное и негативное поведение.
2. Оно осуществляется регулярно.
3. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
4. Это поведение является умышленным.
Существуют следующие виды буллинга:
1. Физический буллинг – применение физической силы по отношению к подростку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). Такое поведение чаще встречается среди мальчиков подросков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
2. Психологический буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
· вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
· невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
· запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
· изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью студентов или всей группой. С подростком не хотят дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
· вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
· повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
· подростковый кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой подросткот при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные подростки.
В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Типичные черты студентов,
склонные становиться "агрессорами" буллинга:
· испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других ребят из группы, добиваясь таким путем своих целей;
· импульсивны и легко приходят в ярость;
· часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и педагогов техникума;
· не испытывают сочувствия к своим жертвам;
· если это молодые люди, они обычно физически сильнее других парней;
· дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
· дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
"Жертвой" буллинга обычно становятся те подростки, которые слабее или чем-либо отличаются от других.
Чаще всего жертвами насилия становятся подростки, имеющие:
· физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
· особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
· особенности внешности – все то, что выделяет подростка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
· плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения.
Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
· страх перед техникумом – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к учебному заведению, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
· отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в подростковом коллективе (в школе часто находились на домашнем обучении), могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
· низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости подростка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой насилия в учебном заведении, так и насильником.
Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из ребят в группе берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.
Молодые люди и девушки используют разные формы буллинга. Если молодые люди чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девушки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения), поэтому им труднее справиться с проблемой буллинга.
Буллинг существует не только среди подростков, но и в отношениях между преподавателями и студентами, т.к некоторые преподаватели, злоупотребляя властью, оскорбляют и унижают своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
· притворяются больными, чтобы избежать похода в техникум;
· боятся одни идти в техникум и обратно домой, просят проводить (подвезти) их на занятия или часто опаздывают;
· меняется поведение и характер подростка;
· явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
· частые просьбы дать денег, воровство;
· снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
· постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
· молчаливость, нежелание идти на разговор;
· суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении подростка.
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:
Плохие отношения с одногрупниками могут стать причиной низкой успеваемости. У подростка пропадает желание ходить в техникум, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей, они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.
Признаки буллинга:
· кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке подростков ни замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
· учебные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) могут быть разбросаны по кабинету или спрятаны;
· на уроках студент ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в группе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
· подростка постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
· во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других ребят,
скрывается, старается находиться недалеко от преподавателей и взрослых;
· ребенок может быть растерянным, трястись от испуга или страха;
· признаки насилия на теле или лице у подростка (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
· один из подростков не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в колледже:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Если в учебном заведении пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
2. Проявить активность в данной ситуации.
Если преподавателю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
3. Разговор с "агрессором" буллинга.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в техникуме не будут терпеть буллинг.
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.
4. Разговор с "жертвой" буллинга.
Очень важно защитить студента, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с подростком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).
5. Разговор с группой.
Обсудить с ребятами в группе случай буллинга, такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те подростки, которые ведут себя позитивно.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. По возможности пригласить родителей для беседы.
8. Наступление последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
Как психолог может помочь "жертве" буллинга?
· Уверить подростка, что он не виноват в ситуации буллинга.
· Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
· Дать понять подростку, ставшему "жертвой" буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
· Глядя в зеркало, научить подростка спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставь меня в покое". Таким образом, "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.
· Помочь подростку научиться ходить, держа себя уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
· Научить подроска использовать юмор, отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
· Поддержать подростка, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ребенку какое-то поручение в группе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся. Анкеты и опросники см. в Приложении 9.
Структура психологической программы по профилактике буллинга.
Педагогом-психологом разрабатывается программа по профилактике буллинга, которая в подростковом возрасте может быть направлена на решение следующих задач:
- снижение агрессивных и враждебных реакций;
- оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
- формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
- развитие толерантности, эмпатии.
Структура занятия:
1. Вводная часть – набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.
2. Основной этап – беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.
3. Рефлексия – в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами, впечатлениями и мыслями.
Основу программы составляют различные игры, тренинги и упражнения. В приложении содержатся игры, которые в зависимости от группы и возраста ребят я использую при составлении своих программ.
Примеры составления занятий по предотвращению буллинга в колледже для подростков и педагогов.
Занятия для подростков
Занятие 1. Выражение и понимание потребностей
Цель: формирование навыков конструктивного выражения своих потребностей и понимания потребностей другого человека как предпосылки для предотвращения жестокого обращения с детьми.
Приветствие.
Упражнение «Я хочу!»
Ведущий раздает участникам раздаточный материал: «Пожелание и предложение» (см. приложение 3).
Ведущий предлагает участникам выбрать партнера из группы, представить его в роли значимого человека и открыто сообщить ему о своих желаниях (обратиться к нему с просьбами и пожеланиями): «Я хочу, чтобы ты…», «Сделай для меня, пожалуйста…». Обязательно нужно включить в сообщение высказывание о своих потребностях, например: «У меня болит спина. Сделай мне, пожалуйста, массаж», «Я хочу спать. Пожалуйста, сделай музыку тише».
Затем каждый участник выбирает партнера из группы, представляет его в роли значимого человека и делает ему предложение, что бы он хотел сделать с ним совместно. В сообщение обязательно включается высказывание о своих потребностях и вопрос о потребностях партнера, например: «Я хочу есть. А ты? Давай приготовим обед», «Хочется подышать свежим воздухом. А тебе? Давай погуляем в парке», «Я хочу выпить кофе с печеньем. А ты что хочешь? Предлагаю тебе сходить за печеньем, а я сварю кофе». Если партнер имеет потребности, отличные от потребностей участника, они совместно ищут решение, которое будет соответствовать желаниям обоих.
Вопросы для обсуждения:
• Что было для вас самым сложным в этом упражнении?
• Какие аналогичные трудности вы испытываете в реальной жизни?
• Каким образом можно узнать о своих потребностях и о потребностях партнера?
• Как можно удовлетворить свои потребности, зависящие от партнера?
• Как вы будете использовать опыт, полученный в упражнении?
Упражнение «Права и требования»
Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Права и требования» (см. приложение 4).
Задание участникам: «Вспомните ситуацию (желательно актуальную, но можно привести и ту, что имела место в прошлом), в которой были нарушены, ограничены ваши права, свобода выбирать и действовать. Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она была в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, отстояв свои права. Будьте настойчивы, не поддавайтесь на провокации (партнер использует манипулирование и доминирование, например, пытается вызвать чувство вины, делает комплименты, приказывает, угрожает, умоляет…). Уверенно настаивайте на своем во что бы то ни стало. Обязательно открыто говорите партнеру о своих потребностях и описывайте свои чувства».
Вопросы для обсуждения:
• Что вы испытывали?
• Что вызвало наибольшие трудности?
• Чего вы боялись?
• Можно ли применить то, что вы сейчас делали, в реальной жизни и каким образом?
• Как вы это будете делать?
• Каковы возможные последствия?
• Если они будут отрицательными, как вы их будете преодолевать?
Упражнение «Отказ»
Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Отказ» (см. приложение 5).
Задание участникам: «Вспомните ситуацию общения с кем-нибудь из окружающих, в которой вам обычно трудно отказывать. Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она бывает в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, отказав партнеру или выразив свое несогласие с ним».
Вопросы для обсуждения:
• Что вам труднее всего далось, когда вы отказывали?
• Что вы испытывали, когда отказывали?
• К каким ситуациям в вашей реальной жизни можно применить опыт, полученный в данном упражнении?
Упражнение «Критика и замечания»
Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Критика и замечания» (см. приложение 5).
Задание участникам: «Вспомните ситуацию (желательно актуальную, но можно привести и ту, что имела место в прошлом), в которой вы делаете партнеру замечания в деструктивной форме (снижающую его самооценку, нарушающую его чувство собственного достоинства, унижающую его, вызывающую у него обиду, нежелание общаться с вами, уход в себя, ответную агрессию и т.д.). Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она бывает в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, сделав замечание в конструктивной форме. Обязательно открыто говорите партнеру о своих потребностях и описывайте свои чувства».
Вопросы для обсуждения:
• Какие трудности вы испытывали, делая замечания в конструктивной форме?
• Сложно ли вам конструктивно критиковать в реальности?
• Как можно преодолеть эти трудности?
• К каким ситуациям из вашей реальной жизни применим данный опыт?
• Как вы его будете использовать?
Упражнение «Активное слушание»
Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Активное слушание» (см. приложение 6).
Работа в круге. Каждый из участников рассказывает партнеру о какой-то актуальной для него проблеме или ситуации, в которой была не удовлетворена какая-то его потребность, в результате чего он был обеспокоен, раздосадован, разочарован, опечален, рассержен и т.п.; либо когда он помешал удовлетворению потребности другого человека и в результате испытывал смущение, стыд, вину и т.п. Партнер поддерживает разговор с помощью парафраза. Например, если говорящий сообщает: «Вчера вечером я специально прошелся по городскому парку, чтобы посмотреть места, где я еще не был», – слушатель отвечает: «Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как обновился наш парк?»
Вопросы для обсуждения:
• Что вы испытывали, когда вас слушал партнер?
• Насколько правильно были поняты ваши мысли, чувства и потребности?
• Какие трудности вы испытывали, когда сами слушали другого?
• Насколько правильно вы поняли своего партнера?
Рефлексия и завершение
• Что нового вы сегодня узнали?
• Чему вы сегодня научились?
Прощание.
Занятие 2. Преодоление детской жестокости
Цель: знакомство с упражнениями, направленными на преодоление негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям, развитие терпимости к отличиям и непохожести людей друг на друга.
Приветствие.
Рефлексия прошлого занятия:
- Что запомнилось? Что было важным? Что позволило задуматься?
Упражнение «Здравствуйте»
Все участники в течение 2-3 минут ходят по классу и, встречаясь с кем-то из группы, должны поздороваться с ним. От встреч уклоняться нельзя. Затем все садятся и по кругу быстро делятся впечатлениями: как чувствовали себя во время упражнения, были такие люди, кому не хотелось говорить «здравствуйте»?
Дискуссия «Спорные утверждения»
Цель: формировать негативное отношение к школьному насилию. Условия проведения: в трех направлениях прикрепляются три таблички: «ДА», «НЕТ», «Может быть». Группе предлагаются предложения в утвердительной форме, и возможность занять какое-либо место под табличкой в зависимости от своего отношения к утверждению. Каждый может высказаться, прокомментировать свою позицию. Высказывания необходимо начинать с фраз: «Я считаю…», «Я думаю…», «Мне кажется…».
Утверждения:
1. Я – хороший человек.
2. Любую проблему можно решить, пока человек жив.
3. Я считаю, что обратиться за помощью не стыдно.
4. Я всегда говорю правду.
5. Если я увижу, что над кем-то издеваются, я обязательно вступлюсь, или расскажу тому, кто может помочь.
Ролевая игра, направленная на отработку разных способов реагирования в конфликте.
Среди участников группы выбираются 2 добровольца, им дается конфликтная ситуация (Прохожий наступил на ногу, твой знакомый отдает лекции, которые брал переписывать, в столовой хотят пройти вне очереди и т.д.) они должны разыграть данную ситуацию двумя способами: 1. Со стороны агрессивного реагирования на проблемную ситуацию; 2. Найти способ спокойного разрешения конфликта.
В конце проводится обсуждение того, какой из способов разрешения конфликта наиболее предпочтителен и почему.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого… (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим.
Упражнение «Что делать если…»
Участники группы делятся на несколько команд по 3-4 человека. Ведущий показывает составленный ранее список вопросов, в котором содержатся возможные конфликтные ситуации, а дети в группах должны найти как можно больше способов разрешения этих ситуаций, затем каждая команда по очереди зачитывает составленные ей способы.
В конце проводится обсуждение упражнения.
Примерный список вопросов:
Что делать, если вымогают деньги?
Что делать, если класс не хочет с тобой общаться?